Юрьев-день чуть ли не во всей России пользуется особенным значением, доказательством тому известная русская пословица: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев-день!» Но особенно Юрьев-день чтят в Белоруссии. Простонародье местное ознаменовывает его празднованием и пением песен, в которых упоминается о Юрье. Мало того, накануне Юрьева-дня совершаются какие-то языческие обряды, явно говорящие о древнем значении этого дня... что прежде, во времена язычества славянского, день этот известен был под именем Юра или Яра, но впоследствии, с введением христианства, к этому дню приурочен день памяти Георгия или, как выражается простонародье, Юрья.
Как бы то ни было, только Юрьев-день до сих пор празднуется как день обрядный. Народ белорусский верит, что Юрья — покровитель скотоводства и охраняет скотину домашнюю от всяких чар и привораживаний ведьм и огненных змеев, высасывающих у коров молоко. Кроме того, думают белорусы, святой Юрья охраняет леса, где пасутся стада, и считают его покровителем лесных птиц.
В Юрьев-день первый раз выгоняют на пастбище домашний скот. Для этого заблаговременно стараются найти честного, пожилого пастуха. Нередко один и тот же пастух избирается в течение нескольких лет, он пользуется большим уважением всей деревни, не потому только, что обыкновенно бывает опытен, но потому, что славится как известный знахарь. Нужно заметить, что эти бывалые пастухи очень дельные самоучки — ветеринарные лекари: им знакомы свойства трав и разных кореньев, и потому очень часто они удачно вылечивают заболевшую скотину. Вследствие этого уважения пастуху стараются всячески во всем угождать и нередко исполняют его прихоти. И не удивительно: ему вверяют всю свою домашнюю скотину, очень важный источник сельского продовольствия и, пожалуй, богатства. Не угоди чем-нибудь пастуху, он зачарует тебе твою корову и не даст она молока, загубит теленка...
В Юрьев-день, отправляя пастуха со стадом скота на пастбище, вся деревня проводит его на поле с освященным хлебом, рожью, разным печивом из мяса, сыром, копченым салом. Какой-нибудь почтенный старик окропляет водой весь скот и дарит пастуху просфору, переданную ему во время молебствия священником как напутственный хлеб.
Скотину обыкновенно сгоняют в один двор к пастуху. Когда сойдутся все хозяева, пастух три раза обходит со стадом вокруг своего дома, а потом гонит скотину через разобранный забор, а не через ворота. У забора бросают замкнутый замок и куриные яйца и наблюдают, которое из животных переступит через замок, а которое через яйцо. Из этого выводят заключение о плодовитости коров и овец, о состоянии здоровья скота и проч.
Гоня стадо, пастух наблюдает, чтобы не встретиться на полях с какою-нибудь старухою. В случае подобной встречи пастух бросает на старуху горох и перегоняет скотину подальше, на другое пастбище.
А чтоб на стадо не нападали волки, пастух обязан поймать накануне Юрьева-дня одного волка и живого связанного тащить за собою до самого места пастбища. Простонародье верит, что волки, обнюхав следы пойманного своего собрата, не смеют заходить в те места. Если же пастух не может поймать волка, то должен добыть как-нибудь хоть шерсти волчьей и тащить ее на веревочке по дороге до места пастбища.
Пастух, если он уже бывалый и несколько лет пасет в одной и той же деревне, знает наперечет всех животных, пасущихся у него, и зовет их им самим придуманными именами. Животные до того привыкают к пастуху, что на малейший зов, кличку сбегаются и без позволения пастуха не смеют тронуться с места. Оттого-то бывалые пастухи не нуждаются в так называемых подпасычах (помощниках) и сами управляются со стадами.
У каждого пастуха есть свои любимцы и любимицы: коровка бурая или гнедая, волик лысый или белобокий, овечечка, ласкающаяся к своему патрону. И всем им дает пастух разные нежные имена: кого чурочкою назовет, кого рябчиком кличет, кого куцым дразнит. Вот пастух отдыхает у куста верб или лиственницы, зовет к себе свою любимицу-коровку. Та с мычанием, точно к матери родной, подбегает к пастуху и, махая хвостом от радости и животного восторга, лижет руки, голову, даже лицо доброго человека.
Вечный неизменный спутник пастуха — его верная собака, а подчас и несколько. Собака не отходит от пастуха ни на шаг. Она верный era страж. Лежит с закрытыми глазами и будто не видит и не слышит ничего, а пусть-ка кликнет пастух, пусть пошлет ее собрать скотину в один кружок: в ту же минуту бросится она со всех ног, разнесет приказание пастуха по всем окраинам пастбища и раздастся, зальется звонким, веселым лаем. Так и видно, что охотно исполняет волю господина. И весело на душе пастуха, не нарадуется он своей семье, собравшейся вокруг него. Улыбка искренняя, приветная говорит ясно, что у пастуха светло, весело на душе.
С закатом солнца пастух созывает всю свою семью и спешит домой сзади за нею. Полные, круглые коровы едва идут и переваливаются с ноги на ногу. Волы заигрывают с баранами, овцы прыгают и шалят с молоденькими барашками. Все довольны, все рады. Рад и доволен пастух, а еще больше веселится его верная собака: она то забегает наперед пастуха и скачет не наскачется перед ним, то вертится кружком по сторонам стада, то останется сзади пастуха и обнюхивает какую-то собачую траву. А потом бежит взапуски по следам пастуха, и опять ласкается к нему, лижет его руки, заигрывает с ним.
...Навстречу попадаются красные девицы, звонкоголосые певицы. Идут они хороводом приветствовать пастуха, подносят ему разные подарки — кто поясок дарит, кто оборы, кто ленточку и разные другие вещи. Пастух приостанавливается со стадом на виду у самой деревни и садится вместе с девушками на траве. Девушки собирают на траве росу и умываются ею. Потом кружатся с хороводом возле пастуха и начинают кувыркаться. Затем пастух встает и все спешат домой. Хоровод девиц, приплясывая, поет следующую песню:
Ой иду я на улочку, а бычки бушуют:
Юрья, Юрья! бычки бушуют
Бычки бушуют, бо весну чуют...
Юрья, Юрья! бо весну чуют.
Зашумели речки, леды поплыли, Юрья,
Юрья! леды поплыли...
Зазеленела долина, кветки зацвили.
Юрья, Юрья! кветки зацвили.
Ой выйду, найду кветки збирать.
Юрья,Юрья!кветки збирать,
Кветки збирать, вяночки вить,
Юрья, Юрья, вяночки вить...
«Пантеон», 1853 г., № 7