Деревня Малые Городятичи Любанского района Минской области находится на реке Оресса в 50км от г. Любани. За д. М. Городятичи на расстоянии 3км находится д. Б. Городятичи, история, которой тесно связана с первой.
По преданию в том месте, где теперь село Городятичи, был когда-то город. Предание это основывается на самом названии селения «Городятичи» и подтверждается тем, что вблизи находили различные металлические вещи: серьги, кольца, запястья и другие предметы. Так же во второй половине XXв. близ д. Б. Городятичи велись раскопки кургана Iв. до нашей эры – Iв. нашей эры, которые подтверждают это утверждение. Первые упоминания об этих деревнях в исторических документах связаны с православной церковью. Согласно спискам военных податей, которые платил владелец этих земель Сильвестр Горват за духовенство во время войны со шведами в 1707г., упоминаются селения, в которых были церкви. Среди этих селений указывается и д. Городятичи. Этот документ позволяет предполагать, что в этой местности уже в XVIIв., а может быть и ранее, существовала православная церковь.
С момента вхождения этих земель в Российскую империю деревни М. Городятичи и Б. Городятичи находились в Комаровичской волости Мозырского уезда. В д. Б. Городятичи существовала церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в д. М. Городятичи – церковь в честь Святителя Николая Чудотворца.
Во второй половине XVIIIв. настоятелем церкви в д. Б. Городятичи был священник Наум Зверкович, который нёс своё служение в этом храме до 1930-х годов. В Свято-Рождества-Богородичной церкви д. Б. Городятичи в 1801г. настоятельствовал священник Василий Пантелеимонов, который был почислен за штат. На его место был назначен священник Василий Плышевский.
В 1806г. Рождества-Богородичная церковь в д. Б. Городятичи сгорела. В период 1806–1810 годов была построена новая церковь. К 1819г. Городятичская Свято-Никольская церковь обветшала и на средства прихожан в этом же году была капитально отремонтирована. Усердием настоятеля священника Василия Плышевского и жертвой прихожан, а также на средства прихода в 1824г. Рождества-Богородичная церковь была заново отстроена.
Согласно ведомости благочинного 2-го Мозырского округа в Минской духовной консистории в священно-церковнослужителях за 1832г. настоятелем Свято-Никольской церкви д. М. Городятичи был священник Игнатий Филимонов, а настоятелем Рождества-Богородичной церкви д. Б. Городятичи был священник Василий Плышевский с содержанием заштатного священника Василия Пантелеимонова.
По историко-статистическим данным 1864г. Свято-Никольская 5-го класса деревянная церковь д. М. Городятичи была заново отстроена вместо обветшавшей древней церкви в 1850г. на средства прихожан. Штатного жалования причту было 236 рублей серебром. Земли, принадлежащей приходу: 4 усадебной, 2 пахотной десятин и сенокосной на 80 возов.
Прихожан числилось мужского пола 499 и женского пола 558 душ. По этим же данным Велико-Городятичская Рождества-Богородичная церковь стала приписной к Свято-Никольской церкви д. М. Городятичи.
В 1863г. стараниями священника Софрония Вруцевича в д. М. Городятичи была открыта церковно-приходская школа, в которой обучалось 28 мальчиков и 2 девочки. Занятия проходили в доме священника. С 1866г. по 1871г. школа была закрыта до назначения в 1872г. настоятелем церкви священника Константина Вруцевича. В 1873г. церковно-приходская школа возобновила обучение крестьянских детей.
Согласно описанию за 1879г., церковь д. М. Городятичи, находилась в полверсты от селения: зданием деревянная, имеет форму овала и находится в прочном состоянии. Куполов на ней три, все открытые окна расположены в один ярус, крыша железная. Стены снаружи окрашены в белый цвет, внутри же не окрашены, пол деревянный. К отоплению церковь не приспособлена. Внутренняя площадь 35 квадратных саженей. Престол один, в честь святителя Николая, иконостас дощатый с окнами, икон в нём 18, расположенных в три яруса. Общий фон покраски иконостаса голубой. Всех облачений священников в ризнице семь. Евхаристический набор серебряный. Архив содержится в порядке, в нём хранится метрические книги с 1879г. Колокольня помещается во фронтоне церкви: в ней три колокола, в 5 пудов один и два по полпуда весом. Здесь же указывается, что приписных церквей нет, что позволяет предполагать, что сгорания и упразднения в Рождества-Богородичной церкви д. В. Городятичи нет.
В состав прихода входили: село Городятичи и деревни Б. Городятичи, Убибатьки, хутора: Заречье, Дворище, Замостье, а также д. Нежин Бобруйского уезда. Прихожан числилось мужского пола 630 и женского пола 653 души крестьянского сословия. Прихожане к церкви были ревностны, суеверий среди них не было. Земли за причтом было 190 десятин. Дома причта были собственные.
После священника Константина Вруцевича настоятелем церкви с 1870-х годов по 1900г. был священник Андрей Суходольский. По состоянию на 1887г. прихожан было мужского пола 818 и женского пола 816 душ. В церковно-приходской школе обучалось 12 мальчиков и 4 девочки. Приходу кроме пахотной, усадебной и сено- косной земли принадлежали и лесные массивы – 77 десятин 1032 саженей.
По историко-статистическим данным 1901г., к Свято-Никольской церкви д. М. Городятичи была приписана церковь в д. Нежин. Количество прихожан возросло до 1107 душ мужского пола и 1062 души женского пола.
С 1900г. настоятелем церкви был священник Иоанн Севрук. В 1933г. протоиерей Иоанн Севрук, будучи настоятелем Спасо-Преображенской церкви м. Любани, был репрессирован на 5 лет ИТК.
С 1910г. председателем приходского попечительского совета и настоятелем церкви был назначен священник Иоанн Андриевский.
В 1920-е года настоятелем Николаевской церкви М. Городятичи Мозырского уезда, ныне Любанский район Минской области был священник Леонтий Николаевич Проневич (1893г.р., д. Лядец Мозырского уезда, ныне Столинский район Брестской области). Был женат, имел двое детей. Был арестован 14.09.1929 вместе с прихожанином Фролом Васильевичем Синицким, он сохранил верность священнической присяге. Осуждён 03.11.1929 особым указом при ОГПУ за «антисоветскую агитацию» на 7 лет ИТК. Этапирован в Беломорско-Балтийский концлагерь НКВД Карельской АССР. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован 22.19.1989 президиумом Минского суда. Личное дело П. № 28519-с с фотоснимком хранится в архиве КГБ Беларуси. Фрола Синицкого приговорили к 7 годам ссылки на Север.
До 1930-х годов в деревне действовал православный храм в честь Святителя Николая. Место расположения его было на окраине деревни на холме между двумя руслами старой реки. В настоящее время рядом с этим местом стоит жилой дом. Здесь сохранились камни от старого фундамента, а также надгробная плита с могилы священника. Могила когда-то была до половины разрыта местной детворой, а надгробье оттянуто в сторону, так что точное место захоронения неизвестно.
В 1930-е года был настоятелем церкви Александр Черник, который до 1936г. ревностно совершал своё служение в д. М. Городятичи. Дальнейшая судьба священника Александра Черника неизвестна, а здание церкви было разобрано.
По благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси под председательством настоятеля Спасо-Преображенской церкви г. Любани священника Николая Тютюнникова в 2000г. состоялось собрание о регистрации Свято-Никольского прихода в д. М. Городятичи.
13.07.2000 Минским областным исполнительным комитетом было выдано свидетельство о регистрации Свято-Никольского прихода д. М. Городятичи Минской епархии. Для нужд верующих в том же году сельским Советом было выделено помещение для совершения богослужений в этом приходе.
В 2001г. жителями д. М. Городятичи была организована православная община. Регистрацией её занимался благочинный церквей Любанского округа священник Николай Тютюнников.
В 2004г. было выделено место под строительство храма, и начались строительные работы. Строительством храма занимался священник Святослав Евтушик, человек разносторонних дарований: фотограф, обладающий дарами музыканта и художника.
20.07.2006, по благословению Высокопреосвященнейшего владыки Экзарха и разрешению местных властей, была произведена эксгумация и перезахоронение останков трёх священников из могил, расположенных на месте старого храма, на территорию нововозведённой церкви. Останки были погребены с юго-восточной стороны храма.
К 23.07.2006 храм в честь Святителя Николая в д. М. Городятичи был готов к встрече архиерея. Божественную Литургию с освящением храма возглавил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Владыка Филарет вручил грамоты настоятелю храма иерею Святославу Евтушику за усердные труды во славу Святой Церкви и на благо Отечества и мирянам за активное участие в церковной жизни и подарил приходу на молитвенную память икону святителя Николая Чудотворца. Прихожан Владыка Филарет благословил иконками Божией Матери «Всецарица».
Нововозведённый храм ещё до освящения начал пробуждать у некоторых жителей религиозные чувства. Люди начали крестить своих детей, а некоторые и сами приняли таинство крещения. Работа священника в школе послужила причиной заинтересованности педагогов в вопросах веры, и некоторые из них начали посещать храм. Отец Святослав подарил фотовыставку « Всё премудростью сотворил своей…» и написал фреску святителя Кирилла Туровского в СШ №3 г. Любани.
Священник Святослав Евтушик в апреле 2007г. переведён в Гродненскую епархию (Щучинский район). Пастырское окормление прихода храма святителя Николая Чудотворца было временно поручено священнику Сергию Поддубному. В апреле 2008г. пастырское окормление прихода поручено вдовому иерею Игорю Волкову.
Храм в честь святителя Николая Чудотворца в д. М. Городятичи является центром духовного окормления православных христиан близлежащих деревень (Калиновка, Паличин, Гуляево, Подгалье, Дворище, Загалье, Сосны, Жалы, Живунь, Подлуг, Татарка, Старосек, Бориков, Бояничи, Б. Городятичи и М. Городятичи).
По преданию в том месте, где теперь село Городятичи, был когда-то город. Предание это основывается на самом названии селения «Городятичи» и подтверждается тем, что вблизи находили различные металлические вещи: серьги, кольца, запястья и другие предметы. Так же во второй половине XXв. близ д. Б. Городятичи велись раскопки кургана Iв. до нашей эры – Iв. нашей эры, которые подтверждают это утверждение. Первые упоминания об этих деревнях в исторических документах связаны с православной церковью. Согласно спискам военных податей, которые платил владелец этих земель Сильвестр Горват за духовенство во время войны со шведами в 1707г., упоминаются селения, в которых были церкви. Среди этих селений указывается и д. Городятичи. Этот документ позволяет предполагать, что в этой местности уже в XVIIв., а может быть и ранее, существовала православная церковь.
С момента вхождения этих земель в Российскую империю деревни М. Городятичи и Б. Городятичи находились в Комаровичской волости Мозырского уезда. В д. Б. Городятичи существовала церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в д. М. Городятичи – церковь в честь Святителя Николая Чудотворца.
Во второй половине XVIIIв. настоятелем церкви в д. Б. Городятичи был священник Наум Зверкович, который нёс своё служение в этом храме до 1930-х годов. В Свято-Рождества-Богородичной церкви д. Б. Городятичи в 1801г. настоятельствовал священник Василий Пантелеимонов, который был почислен за штат. На его место был назначен священник Василий Плышевский.
В 1806г. Рождества-Богородичная церковь в д. Б. Городятичи сгорела. В период 1806–1810 годов была построена новая церковь. К 1819г. Городятичская Свято-Никольская церковь обветшала и на средства прихожан в этом же году была капитально отремонтирована. Усердием настоятеля священника Василия Плышевского и жертвой прихожан, а также на средства прихода в 1824г. Рождества-Богородичная церковь была заново отстроена.
Согласно ведомости благочинного 2-го Мозырского округа в Минской духовной консистории в священно-церковнослужителях за 1832г. настоятелем Свято-Никольской церкви д. М. Городятичи был священник Игнатий Филимонов, а настоятелем Рождества-Богородичной церкви д. Б. Городятичи был священник Василий Плышевский с содержанием заштатного священника Василия Пантелеимонова.
По историко-статистическим данным 1864г. Свято-Никольская 5-го класса деревянная церковь д. М. Городятичи была заново отстроена вместо обветшавшей древней церкви в 1850г. на средства прихожан. Штатного жалования причту было 236 рублей серебром. Земли, принадлежащей приходу: 4 усадебной, 2 пахотной десятин и сенокосной на 80 возов.
Прихожан числилось мужского пола 499 и женского пола 558 душ. По этим же данным Велико-Городятичская Рождества-Богородичная церковь стала приписной к Свято-Никольской церкви д. М. Городятичи.
В 1863г. стараниями священника Софрония Вруцевича в д. М. Городятичи была открыта церковно-приходская школа, в которой обучалось 28 мальчиков и 2 девочки. Занятия проходили в доме священника. С 1866г. по 1871г. школа была закрыта до назначения в 1872г. настоятелем церкви священника Константина Вруцевича. В 1873г. церковно-приходская школа возобновила обучение крестьянских детей.
Согласно описанию за 1879г., церковь д. М. Городятичи, находилась в полверсты от селения: зданием деревянная, имеет форму овала и находится в прочном состоянии. Куполов на ней три, все открытые окна расположены в один ярус, крыша железная. Стены снаружи окрашены в белый цвет, внутри же не окрашены, пол деревянный. К отоплению церковь не приспособлена. Внутренняя площадь 35 квадратных саженей. Престол один, в честь святителя Николая, иконостас дощатый с окнами, икон в нём 18, расположенных в три яруса. Общий фон покраски иконостаса голубой. Всех облачений священников в ризнице семь. Евхаристический набор серебряный. Архив содержится в порядке, в нём хранится метрические книги с 1879г. Колокольня помещается во фронтоне церкви: в ней три колокола, в 5 пудов один и два по полпуда весом. Здесь же указывается, что приписных церквей нет, что позволяет предполагать, что сгорания и упразднения в Рождества-Богородичной церкви д. В. Городятичи нет.
В состав прихода входили: село Городятичи и деревни Б. Городятичи, Убибатьки, хутора: Заречье, Дворище, Замостье, а также д. Нежин Бобруйского уезда. Прихожан числилось мужского пола 630 и женского пола 653 души крестьянского сословия. Прихожане к церкви были ревностны, суеверий среди них не было. Земли за причтом было 190 десятин. Дома причта были собственные.
После священника Константина Вруцевича настоятелем церкви с 1870-х годов по 1900г. был священник Андрей Суходольский. По состоянию на 1887г. прихожан было мужского пола 818 и женского пола 816 душ. В церковно-приходской школе обучалось 12 мальчиков и 4 девочки. Приходу кроме пахотной, усадебной и сено- косной земли принадлежали и лесные массивы – 77 десятин 1032 саженей.
По историко-статистическим данным 1901г., к Свято-Никольской церкви д. М. Городятичи была приписана церковь в д. Нежин. Количество прихожан возросло до 1107 душ мужского пола и 1062 души женского пола.
С 1900г. настоятелем церкви был священник Иоанн Севрук. В 1933г. протоиерей Иоанн Севрук, будучи настоятелем Спасо-Преображенской церкви м. Любани, был репрессирован на 5 лет ИТК.
С 1910г. председателем приходского попечительского совета и настоятелем церкви был назначен священник Иоанн Андриевский.
В 1920-е года настоятелем Николаевской церкви М. Городятичи Мозырского уезда, ныне Любанский район Минской области был священник Леонтий Николаевич Проневич (1893г.р., д. Лядец Мозырского уезда, ныне Столинский район Брестской области). Был женат, имел двое детей. Был арестован 14.09.1929 вместе с прихожанином Фролом Васильевичем Синицким, он сохранил верность священнической присяге. Осуждён 03.11.1929 особым указом при ОГПУ за «антисоветскую агитацию» на 7 лет ИТК. Этапирован в Беломорско-Балтийский концлагерь НКВД Карельской АССР. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован 22.19.1989 президиумом Минского суда. Личное дело П. № 28519-с с фотоснимком хранится в архиве КГБ Беларуси. Фрола Синицкого приговорили к 7 годам ссылки на Север.
До 1930-х годов в деревне действовал православный храм в честь Святителя Николая. Место расположения его было на окраине деревни на холме между двумя руслами старой реки. В настоящее время рядом с этим местом стоит жилой дом. Здесь сохранились камни от старого фундамента, а также надгробная плита с могилы священника. Могила когда-то была до половины разрыта местной детворой, а надгробье оттянуто в сторону, так что точное место захоронения неизвестно.
В 1930-е года был настоятелем церкви Александр Черник, который до 1936г. ревностно совершал своё служение в д. М. Городятичи. Дальнейшая судьба священника Александра Черника неизвестна, а здание церкви было разобрано.
По благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси под председательством настоятеля Спасо-Преображенской церкви г. Любани священника Николая Тютюнникова в 2000г. состоялось собрание о регистрации Свято-Никольского прихода в д. М. Городятичи.
13.07.2000 Минским областным исполнительным комитетом было выдано свидетельство о регистрации Свято-Никольского прихода д. М. Городятичи Минской епархии. Для нужд верующих в том же году сельским Советом было выделено помещение для совершения богослужений в этом приходе.
В 2001г. жителями д. М. Городятичи была организована православная община. Регистрацией её занимался благочинный церквей Любанского округа священник Николай Тютюнников.
В 2004г. было выделено место под строительство храма, и начались строительные работы. Строительством храма занимался священник Святослав Евтушик, человек разносторонних дарований: фотограф, обладающий дарами музыканта и художника.
20.07.2006, по благословению Высокопреосвященнейшего владыки Экзарха и разрешению местных властей, была произведена эксгумация и перезахоронение останков трёх священников из могил, расположенных на месте старого храма, на территорию нововозведённой церкви. Останки были погребены с юго-восточной стороны храма.
К 23.07.2006 храм в честь Святителя Николая в д. М. Городятичи был готов к встрече архиерея. Божественную Литургию с освящением храма возглавил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Владыка Филарет вручил грамоты настоятелю храма иерею Святославу Евтушику за усердные труды во славу Святой Церкви и на благо Отечества и мирянам за активное участие в церковной жизни и подарил приходу на молитвенную память икону святителя Николая Чудотворца. Прихожан Владыка Филарет благословил иконками Божией Матери «Всецарица».
Нововозведённый храм ещё до освящения начал пробуждать у некоторых жителей религиозные чувства. Люди начали крестить своих детей, а некоторые и сами приняли таинство крещения. Работа священника в школе послужила причиной заинтересованности педагогов в вопросах веры, и некоторые из них начали посещать храм. Отец Святослав подарил фотовыставку « Всё премудростью сотворил своей…» и написал фреску святителя Кирилла Туровского в СШ №3 г. Любани.
Священник Святослав Евтушик в апреле 2007г. переведён в Гродненскую епархию (Щучинский район). Пастырское окормление прихода храма святителя Николая Чудотворца было временно поручено священнику Сергию Поддубному. В апреле 2008г. пастырское окормление прихода поручено вдовому иерею Игорю Волкову.
Храм в честь святителя Николая Чудотворца в д. М. Городятичи является центром духовного окормления православных христиан близлежащих деревень (Калиновка, Паличин, Гуляево, Подгалье, Дворище, Загалье, Сосны, Жалы, Живунь, Подлуг, Татарка, Старосек, Бориков, Бояничи, Б. Городятичи и М. Городятичи).
«Государственная гимназия №1 г.Любани»
Ковшер Екатерина Николаевна,
учитель географии высшей категории