Православная история доносит до нас многовековую историю народа, многострадальную судьбу нации, её стремление к благополучию, миру, уважению религиозных, общечеловеческих идеалов. Православная Церковь даёт ответ на вопрос: что для людей является смыслоопределяющим в их земной жизни?

    Знамением времени стало возрождение крестных ходов. Торжественные шествия православного люда с иконами, хоругвями и крестом искони поднимали дух верующих, сплачивали их, придавали уверенность в своих силах, вдохновляли на борьбу с неверием и несправедливостью. Это форма религиозного просвещения людей.

    Указом от 27.11.2000 Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси из состава Солигорского благочиннического округа был учреждён Любанский благочиннический округ Минской епархии. Исполняющим обязанности благочинного был назначен настоятель Спасо-Преображенской церкви г. Любани священник Николай Тютюнников. В состав Любанского благочиннического церковного округа вошли приходы:

    Деревня Яминск Любанского района Минской области находится в 20км от г.Любани. В письменных источниках д. Яминск встречается в 1882г., в документах, связанных с разделом земель и имущества между братьями Олельками. В совместном их владении был Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Именно к Слуцкому Свято-Троицкому монастырю принадлежали земли д. Яминск. По данным 1569г. жители деревни должны были засеивать пустыри, заниматься пчеловодством, охотой, заготавливать корм для скота.

    Деревня Шипиловичи Любанского района Минской области находится в 10км от г. Любани. Впервые упоминание о фольварке Шипиловичи встречается в письменных документах XVIв., в связи с разделом между сыновьями земель Слуцкого князя Олельки. В 1582г. сыновья Слуцкого князя Георгия Олельки поделили между собой владения, которые достались им в наследство от отца. Часть земель и имущество, в том числе и Любанщина, досталась младшему сыну Александру. В совместном владении братьев Георгия, Симеона и Александра остался Свято-Троицкой монастырь – один из самых древних на Беларуси, который основан в XIIIв. и существовал до 1870г.

    Деревня Обчин находится в 5км от г. Любани. В письменных источниках упоминается в 1582г., как деревня Слуцкого княжества в составе Великого княжества Литовского. В 1582г. князь Слуцкий Александр Олелька отписал Яремичской Рождества-Богородичной церкви 3 уволоки земли, на которой когда и кем неизвестно была построена Свято-Георгиевская церковь.

    Деревня Кузьмичи Любанского района Минской области находится в 25км от г. Любани. История этой деревни уходит вXVI-XVII века. В 1611г. из документов Слуцкого замка была выдана копия инвентаря (описание владений) церкви села Жидь (теперь Красное озеро), которое находится возле озера Жидь (Красное). Согласно с этим инвентарём церкви принадлежала медовая дань с жителей села Кузьмичи. Жители села в день Покрова Пресвятой Богородицы должны были сдавать 5 вёдер для Жидской и одно ведро мёда для Слуцкой Свято- Варваринской церкви.

    Деревня Загалье Любанского района Минской области находится в 35км от г. Любани. Первые документы, где упоминается д. Загалье, относятся к концу XVIIIв. Согласно губернской реформе 1796г. селение Загалье с поместьями было отнесено к Лясковичской волости Мозырского уезда.

    Деревня Заболоть находится в 10км от г. Любани вблизи трассы Бобруйск – Красная Слобода. История возникновения православной церкви д. Заболоть Яремичского прихода уходит своими корнями в XV–XVI века. Известно, что до 1582г. Яремичская церковь д. Заболоть, несла Христово благовестие народу, населявшему любанский край.

    История любанской земли многострадальна и поучительна, как и вся история Беларуси, и неразрывно связана с православной верой. Православную веру можно было свободно исповедовать, благодаря чему она глубоко укоренилась в сердцах жителей и стала «верой предков», которая передавалась по наследству. Православные верующие в общем составе населения любанской земли преобладали на протяжении всей истории района. Историко-статистические данные о количестве прихожан, свидетельствуют о том, что практически все жители (взрослые и дети) местечек и деревень ходили в православную церковь. В этих церквах верующие возносили молитвы и прославляли Всевышнего Бога много десятилетий. К требованиям веры прихожане относились внимательно и к посещению храмов были довольно усердны.

    © 2024. П а м я т ь. Любанский район